В настоящее время резко выросло количество ОСОБЫХ детей. РДА - ранний десткий аутизм, ДЦП - детский церебральный паралич, СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности и так далее. За диагнозами скрываются дети. Воспитывать надо не диагноз, а ребенка. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать слепоту и глухоту. Однако мы не должны забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Лев Семенович Выготский великий русский психолог.
Ребенок, невзирая на диагнозы, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку. Когда ребенок рождается, что он может? Ничего. Он не может держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, говорить.. С каждым днем жизни ребенок учится - уже может взять игрушку , встать и ходить, говорить. Что мы говорим в этих случаях? Мы говорим - ребенок научился. Он - научился, а не вылечился. Ребенок учится через собственные действия. Поэтому мы будем учить ребенка - учить действовать. Учить понимать свое тело, учить двигаться, управлять и чувствовать свое тело.
Диагностика и работа происходят в мягких телесных техниках. Вся работа с детьми строится на основе нейрофизиологических процессов человека. Этот метод называется психомоторная или нейропсихологическая коррекция, поскольку с его помощью можно развивать высшие психические функции (ВПФ) путем воздействия на сенсомоторный уровень. Цель –восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, ососзание себя и своего тела, улучшение самочувствия и взаимодействия с другими людьми.
Подробно он описан в книге Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.
Цитата:
«Замещающий онтогенез» - это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Основные задачи, которые решаются в процессе МЗО (метода замещающего онтогенеза):
1. Формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышечная—дыхательная системы и т.п. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия.
2. Формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. А поскольку произвольная саморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап МЗО акцентирует автоматизацию именно этих форм психической деятельности.
Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными или более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, если работа в группе другими детьми и родителями. Снимается зажатость и напряжения в теле ребенка, и благодаря этому улучшается кровообращение и связь тканей с центральной нервной системой, и как следствие улучшение, двигательных функции тела. Оказывает положительное воздействие на нервную систему. Улучшение дыхания.
Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.
Программа способствует:
- оптимизации тонуса мышц,
- снятию напряжения,
- повышению энергетики,
- расширению поле зрения,
- улучшению восприятия и заметной динамики общей и мелкой моторики,
- развитию межполушарного взаимодействия,
- активизации процесса обучения,
- укреплению и развитию речевого аппарата, улучшению произношения.